Головна » Статті » Мої статті |
Постановка проблемы. Проблема изучения ограниченных возможностей личностиявляется актуальной для многочисленных исследований в разных направлениях современных наук, связанных с изучением человека. Это продиктовано потребностями практики в социальной, экономической, политической и т.д. сферах жизнедеятельности общества. Ограниченные возможности или инвалидность является предметом анализа многих наук: медицины, педагогики, социальной работы, физической реабилитации и т.п. Проблема психологических аспектов инвалидности: гандикапизм, (без употребления этого термина) изучалась только в рамках специальной психологии и педагогики, где основное внимание уделялось психологическому дизонтогенезу и видам нарушений психического развития, отклонениям от нормы психического развития детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер. Инвалидизированные являются членами различных возрастных, гендерных и этнических групп, проживающих в разном социальном окружении – в семье или в условиях стационара, остаются без внимания психологов, несмотря на имеющейся социальный заказ [Краснов, 2011: 3]. Инвалидизированный человек существует в обществе (семьи, учебной, трудовой группе и т.д.), он общается с родственниками, друзьями, знакомыми, с представителями медицины, сферы обслуживания и т.д. В Украине каждый десятый человек имеет статус инвалида и тенденция роста этого показателя – неутешительная (учитывая экономическую, социальную, политическую кризисную ситуацию), не замечать существующее социально-психологическое взаимодействие членов общества с инвалидизированной его частью становится невозможно. Именно поэтому мы предприняли попытку [Ставицкий, 2011] раскрыть чисто психологическое содержание понятий «гандикапизм», «гандикап». Учитывая это,целью статьи является выявление влияния различных социально-психологических факторов на понимание обществом проблем и психологии людей с ограниченными возможностями; выяснения уровня сформированности комплекса гандикапа в инвалидизированной части общества. Теоретическая часть. Понятие гандикапа и гандикапизма находится на начальном этапе научного становления и практически не исследовано. Встречаются разные толкования "гандикапа" (англ. handicaps). Его трактуют как гонки, спортивные соревнования, в которых более слабым участникам с целью увеличения их шансов на успех предоставляется фора [БЭС], способ отражения лидерства на предыдущих этапах, которая выражается в более раннем выходе на старт в последующих этапах [Википедия]. Р. Корсини (Raymond Corsini) и А. Ауэрбах (Auerbach) понятие "гандикапизм" понимают как предрассудки в отношении лиц с определенными отклонениями от нормы, оно становится, таким образом, разновидностью расовых и гендерных стереотипов, существующих в нашем обществе как в открытых, индивидуальных и институциональных, так и в скрытых, латентных формах [Корсини]. Мы согласны с этим мнением и понятие "гандикапизм", определяем как общественное явление, которое актуализируется за счет негативных представлений об инвалидизированных. Такие взгляды содержатся в общественном сознании, а также выявляются на бессознательном уровне как коллективное бессознательное (архаические стереотипы), которые функционируют за счет архетипов. В процессе исследования, наряду с термином "гандикапизм", который рассматривается как общественное явление, тенденция к негативной оценке и отношению к людям с ограниченными возможностями, каковое проявляется в обществе и функционирует на уровне социальных установок и стереотипов, мы выделяем понятие "комплекс гандикапа", рассматривая его как характерологическую черту личности. То есть, учитывая индивидуальное проявление социальной установки гандикапизма, комплекс гандикапа – это внутреннее видение инвалидизированным своей инвалидности. С психологической точки зрения, это понятие объясняется как состояние, при котором сочетание физических, умственных, психологических и социальных качеств людей с ограниченными возможностямиусложняет процесс приспособления, не позволяя им достичь оптимального уровня развития и функционирования [Корсини]. То есть, гандикап – это психологический симптомокомплекс, индивидуальное, внутреннее принятие себя человеком с ограниченными возможностями, деформированный образ "Я" под влиянием функциональных ограничений личности. Л.С. Выготский называл этот феномен «полной несовершенностью или социальной инвалидностью» [Выготский, 1995: 73]. Следует отличать инвалидность – физический или психический недостаток, нарушение функционирования индивидуума, от гандикапа –определенного комплекса социальных и психологических реакций на это состояние. Инвалидность не обязательно предполагает комплекс гандикапа. Инвалидизированный человек может ощущать свою неполноценность, несходство на других, неполноценность, что приводит к разрушению его отношений с обществом, уменьшению социальной активности, самоизоляции. В другом варианте, человек с ограниченными возможностямиможет чувствовать себя полноценным членом общества, быть социально адаптированным и иметь возможности для самореализации. В таком случае инвалидность не является ведущей характеристикой, которая обусловливает перестройку "Я-концепции" человека, и обычно не влияет, на образ его жизни и специфику самоотношения. Практическая часть. С целью эмпирического изучения уровня выражения у человека комплекса гандикапа, его проявлений и влияния на жизнь личности, ее интеграцию в здоровый социум и стремление к самореализации в обществе, нами была разработана анкета по изучению уровня сформированности у инвалидизированной части населения комплекса гандикапа. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности восприятия человеком с ограниченными возможностямисобственной инвалидизации (%)
Где: 1 - шкала «Смущение, 2 - шкала «Депрессия», 3 - шкала «Тревога», 4 - шкала «Страх», 5 - шкала «Отвращение к себе», 6 - шкала «Непринятие себя», 7 - шкала «Самоизоляция». По шкале «Смущение» высокий уровень присущ 32,7% исследуемым, которые испытывают психологический дискомфорт из-за наличия физических недостатков, стесняются при общении с незнакомыми людьми, чувствуют себя неполноценными. Таким респондентамхарактерна неуверенность в себе, находясь в большой группе людей, воспринимают свой социальный статус как низкий, из-за чего у них возникают комплексы, чувство неполноценности, проблемы социальной дезадаптации, личностные деформации. Средний уровень по этой шкале присущ 43,8% исследуемым, которые чувствуют себя неуверенно в отдельных ситуациях взаимодействия с социумом, испытывают смущение когда оказываются в центре внимания группы, при общении с представителями противоположного пола, при необходимости установить контакт с незнакомыми людьми и т.д.. У 23,5% исследуемых преобладает низкий уровень, что указывает на то, что они не испытывают дискомфорта при общении со здоровыми людьми, свободно чувствуют, не акцентируют внимание на собственномизъяне, чувствуют себя полноценными людьми. По шкале «Депрессия» высокий уровень присущ 12,7% исследуемым, которые тяжело переживают факт инвалидизации, не могут смириться с тем, что получили физический изъян. У таких респондентов преобладают астенические эмоции, они постоянно находятся в подавленном состоянии, общаются с ограниченным кругом людей, проявляют социальную пассивность. Им характерно негативное отношение к себе, склонность к самообвинению. Средний уровень присущ 51,7% обследуемым, которые время от времени испытывают фрустрацию из-за собственной инвалидности, страдают от депрессивных состояний, возникающих после деструктивных проявлений со стороны социума, непринятие инвалидизированных окружающими, подчеркивание их неполноценности. Низкий уровень присущ 35,6% исследуемым. Им не свойственны проявления депрессивных состояний, они смирились с приобретением физического недостатка и ведут активный образ жизни, не пытаясь дистанциироваться от социума. Такие респонденты воспринимают себя как полноценного человека, с широкими возможностями, верят в лучшее будущее, демонстрируют способность к самореализации в различных сферах общественной жизни. По шкале «Тревога» высокий уровень зафиксирован у 39,6% исследуемых, которые неуверенно чувствуют себя при взаимодействии со здоровыми людьми, бояться, что социум их не примет, будет насмехаться и издеваться над ними. Такие респонденты ожидают со стороны общества проявлений дискриминации и враждебности, воспринимают его как опасное окружение. Часто такая позиция приводит к тому, что человек с ограниченными возможностямисужает круг своего общения только родственниками, близкими друзьями и другими инвалидизированными, воспринимая здоровых людей негативно. Средний уровень за этой шкалой наблюдается у 40,0% испытуемых, которым свойственно чувство тревоги в ситуациях нестандартного общения со здоровыми людьми, когда от них требуется усвоение новых социальных ролей. Такие респонденты испытывают повышение тревожности при вхождении в новую группу, расширении сферы социальных контактов, поскольку уверены в том, что их не примут другие члены общества. Низкий уровень преобладает у 20,2% опрошенных, которые не испытывают волнения из-за наличия физического дефекта, уверенно чувствуют себя в различных ситуациях взаимодействия, считают себя полноценными личностями, имеют такие же возможности самореализоваться, как и здоровые люди. Анализ данных полученных по шкале «Страх», позволил определить, что 17,6% респондентам присущ высокий его уровень. Эти опрошенные находятся под влиянием негативных переживаний и эмоций, не знают, как им жить дальше, полны отчаяния и страха перед будущим. Жизнь расценивается как пустое, наполненное грустью и тревогой место. Из-занеотступного страха,личность инвалидизированного стремится избегать контактов с окружающими, хотя страдает от одиночества. Такому человеку трудно самостоятельно принять решение относительно дальнейшего в своей жизни, он пытается переложить ответственность за себя на родственников и знакомых. Средний уровень присущ 49,7% исследуемым, испытывающим боязнь установления новых контактов, хотя со знакомыми людьми чувствуют себя уверенно и комфортно. Их неуверенность порождена тем, что они считают себя хуже здоровых людей, не верят в собственные силы и возможности, акцентируют внимание на физическом пороке и не замечают своих достоинств и сильных сторон. У 32,7% исследуемых преобладает низкий уровень по этой шкале, что указывает на то, что им присуща уверенность, комфортное самочувствие как в обществе, так и вне его. Такие респонденты не боятся устанавливать контакты, проявлять социальную активность, инициативность во взаимодействии. Физический недостаток не является тем фактором, в соответствии с которым строится «Я-концепция» и самооценка, а воспринимается лишь как одна из индивидуальных особенностей. По шкале «Отвращение к себе» высокий уровень характерен для 10,5 % обследуемых, которые страдают от заниженной самооценки, негативного самоотношения и сосредоточенности на инвалидизирующих дефектах. Они не принимают себя, считают, что являются ничтожными, неполноценными людьми, которых не за что любить и уважать, убеждены в том, что окружающие их терпят только из чувства долгаи сострадания. Такие респонденты считают себя обузой для родных, убеждены, что не могут принести окружающим и обществу в целом никакой пользы, полностью сосредоточены на собственном физическомнедостатке. У них не хватает внутренних ресурсов, чтобы заметить свои положительные качества, реализовать свой потенциал, проявить социальную активность. Эти исследуемые воспринимают свою жизнь как пустую и бессмысленную, а себя – как людей никому не нужных, что может спровоцировать появление суицидальных мыслей, а порой и попыток. Средний уровень присущ 63,8% обследуемым, у которых непринятие себя актуализируется при неблагоприятном стечении обстоятельств, при возникновении внезапных трудностей и препятствий на пути к достижению цели. Самооценка таких респондентов является неустойчивой и легко снижается под влиянием негативных высказываний окружающих, их непринятия. Низкий уровень проявляется у 25,7% исследуемых, которым свойственно принятие себя, стабильная самооценка, положительное отношение к себе. Они не обращают внимание на проявления враждебности и антипатии со стороны здоровых людей, так как верят в себя, убеждены в том, что смогут достичь всего, чего пожелают, с оптимизмом воспринимают собственное будущее. По шкале «Непринятие себя» высокий уровень присущ 22,4% респондентам, которые считают физический изъян основным фактором по которому нужно выстраивать отношение к себе, поскольку именно на него в наибольшей степени обращают внимание окружающие. Отрицательное самоотношение обусловлено неспособностью сформировать объективный образ «Я», увидеть свои положительные черты и преимущества. Сужение самосознания, сосредоточенность личности на инвалидизирующих дефектах не позволяет принять себя, выработать положительное отношение к себе. Средний уровень наблюдается у 40% респондентов, которым присуще неустойчивое амбивалентное самоотношение, т.е. в их представлениях о себе сочетаются положительные и отрицательные характеристики, которые часто не согласуются между собой. При этом незначительного негативного (иногда и нейтрального) отношения со стороны окружающих бывает достаточно, чтобы актуализировать деструктивные представления о себе и вызвать непринятие себя. Низкий уровень демонстрируют 37,6% опрошенных, которым присуще положительное самоотношение, способность выделять в собственной личности значительное количество преимуществ по сравнению с недостатками. Такие исследуемые хранят самопринятие и самоуважение несмотря на влияние внешних факторов, что делает их самооценку стабильной, благоприятной для личностного развития и самореализации. Показатели по шкале «Самоизоляция», указывающие на ее высокий уровень проявляются у 11,7% опрошенных. Им характерна склонность ограничивать контакты с окружающими, стремление избегать социальных контактов, поскольку от социума они ожидают непринятие, враждебность и проявлениебезразличия, антипатии. Такие респонденты общаются только с родственниками и близкими друзьями, от которых негативное отношение не ожидается, иногда начинают контактировать с другими инвалидизированными, посколько считают, что те правильно поймут их проблемы и переживания, ибо сами находятся в таком же положении. При этом здоровый социум рассматривается как опасная среда, где инвалидизированные подвергаются оскорблениям и унижениям. Средний уровень проявляется у 56% опрошенных, которые устанавливают взаимодействие с социумом, однако при неблагоприятных обстоятельствах склонны ограничивать сферу своих социальных контактов, замыкаться в себе, поскольку от общества ожидают проявления дискриминации, непринятия и непонимания. Негативная реакция здоровых людей на ситуацию взаимодействия с инвалидизированными значительно снижает их мотивацию к интеграции в социум, ухудшает их адаптационные способности, вызывает стремление изолироваться. У 32,3% респондентов проявляется низкий уровень по этой шкале, что свидетельствует об их открытости новому социальному опыту, желанию проявлять социальную активность, мотивацию к установлению контактов со здоровыми людьми. Такие личности комфортно чувствуют себя в обществе, не стремятся к самоизоляции. Выводы. Анализ результатов исследования свидетельствует о наиболее высокихпоказателях полученых по шкале «Смущение», поскольку значительное количество людей с ограниченными возможностямичувствуют себя неуверенно и дискомфортно при взаимодействии с социумом, поэтому не могут проявить себя и самореализоваться. Такжевысокие показатели по шкале «Тревога», что свидетельствует о доминированииу инвалидизированных чувства беспокойства и смятения при общении с здоровыми людьми, поскольку от них ожидается враждебное отношение, непринятие, дистанцирование и безучастие. Таким образом, доминирующими в присутствующем симптомокомплексе гандикапа у инвалидизированных являются эмоциональные состояния смущения и тревоги. Перспективным направлением исследованиявозникает дальнейший анализ изучаемого явления относительно возраста исследуемых, их образования, места жительства, профессии.
Список использованной литературы
Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:referat.mirslovarei.com Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: dic.academic.ru Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / сост., авт. вступит.ст. и библиогр. Т. М. Лифанова: авт. коммент. М. А. Степанова. – М., 1995. – С. 71 – 77. Корсини Р. Энциклопедия психологии [Электронный ресурс] / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Gandikap-6053.html Психология инвалидности: Хрестоматия / сост. В. Краснова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 352 с. – (Серия «Библиотека психолога»). Ставицький О.О. Психологія гандикапізму. Монографія. / О. Ставицький – Рівне, "Прінт Хаус", 2011. – 376 с.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Переглядів: 694 | |
Всього коментарів: 0 | |