Головна » Статті » Мої статті |
В обществе инвалидизированные вызывают по отношению к себе широкий спектр полярных эмоций и реакций от положительных, доброжелательных к негативным, враждебным. Особенное значение и внимания для социума приобретают именно последние, такие из них, как агрессия, игнорирование, насмешки, обвинения, осуждение, отвращение, неприязнь, ненависть и враждебность, они и являются проявлением гандикапизма. Понятие «гандикапизм», мы рассматриваем как социально-психологическое явление, которое актуализируется за счет негативных представлений о людях с ограниченными возможностями. Эти взгляды содержатся в общественном сознании, ипроявляются на неосознаваемом уровне как коллективное бессознательное (архаичные стереотипы), функционирующие благодаря архетипам. Гандикапизмпо своему психологическому содержанию является негативной социальной установкой по отношению к инвалидизированным людям [4, с. 24]. В рамках изучения психологического феномена гандикапизма, нами были выделены специфические формы его существования. К таким формам можно отнести гандикапность, которая рассматривается нами,какиндивидуально-психологическое свойство, проявляющееся в поведении, эмоциональных состояниях и экспрессивных реакциях по отношению к инвалидизированным. Учитывая индивидуальное проявление социальной установки гандикапизма считаем, что гандикапность – это черта характера.Проблемы, связанные с сущностью гандикапности, ее структурой, особенностями проявления и сподвиглинас к детальному изучению этого психического новообразования.Целью статьи стала презентация специалистам в области психологии модели человека, имеющего признаки гандикапности. Изложение основного материала исследования.Кряду факторов, влияющих на формирование и проявление гандикапности, можно отнести профессиональную направленность, уровень образования и культуры, возрастные и гендерные особенности личности, социальный статус. Степень проявления гандикапных реакций зависит и, от типа инвалидности (пороки сенсорики, физические и психические недостатки) и, от того, есть инвалидность врожденной или приобретенной. Говоря о зависимости степени гандикапности от болезни, повлекшей инвалидность, следует выделить категорию людей с психическими расстройствами. Они в большей степени попадают под проявление гандикапности от других людей. Это обусловлено реакциями страха, поскольку человек с данной болезнью может вести себя неадекватно, агрессивно, и в отдельных случаях представляет реальную угрозу для окружающих, особенно, когда речь идет о шизофрении, паранойяльных расстройствах, деменции и т.д. С переживанием страха, человеком воспринимаются и другие психически больные, которые не несут реальной угрозы, имеют длинные периоды ремиссии, проявления болезни блокированы медикаментозно или психотерапевтически. Как только окружающие узнают о поставленном диагнозе, такой человек автоматически переводится в ранг изолированного, вызывает отчуждение, страх, презрение и осуждение. Отрицательное отношение возникает у большинства людей в отношении лиц, которые получили инвалидность вследствие венерических или других инфекционных болезней. Такие люди подвергаются изоляции, вызывают осуждение, презрение и брезгливость. Это обусловлено боязнью заразиться, что часто является иррациональным фоном переживаний. Особый страх вызывает общение здорового человека с больным СПИДом. Субьектпытается всеми силами избежать контактов и даже не находиться с таким человеком в одном помещении. И хотя информация о способах заражения ВИЧ / СПИД, и безопасность взаимодействия с соблюдением условий безвредности сегодня широко распространена, такие больные продолжают вызывать страх, и подвергаются остракизму. Отличается также степень проявления гандикапных реакций по отношению кинвалидизированных в зависимости от того, как она обнаруживается и насколько заметна. Отсюда следует закономерность: чем заметнее есть не достаток у человека, тем более негативное отношение он вызывает и в большей степени подвергается гандикапным проявлениям. Проявлений гандикапности по отношению к людям с незаметными недостатками значительно меньше, чем к людям с физическими недостатками и изъянами сенсорики. Если в первом случае человек может скрыть свою инвалидность, то во втором –мы имеем дело с людьми с существенными функциональными ограничениями, которые требуют создания специальных условий для приближения их жизни до уровня здоровых людей. Таким людям трудно адаптироваться в социуме, рассчитанном на здоровую личность. Чувствуя невозможность интеграции в здоровое общество, такие люди часто создают собственный микросоциум, в который входят только инвалидизированные. Это отграничения происходит уже с детства, когда человек вступает в специализированную школу, рассчитанную на работу именно с этой категорией детей. Не общаясь со здоровыми ровесниками за пределами школы ребенок оказывается изолированным от общества, замкнутым в микрогруппетаких, как сам. Это усугубляет уже существующую пропасть между инвалидами и здоровыми людьми. В этом контексте следует отметить, что среди инвалидизированных есть лица, использующие собственную неполноценность для объяснения всех своих неудач и проблем в жизни. Осознание собственной инвалидности служит защитным механизмом психики, предпосылкой которого является экстернальный локус контроля. Такие люди не стремятся к исцелению, даже если появляется надежда на это. Быть здоровым, избавиться статуса инвалида, означает для такого человека коренные изменения в собственной жизни, необходимость работать, самому зарабатывая на жизнь, не надеясь больше на поддержку государства. Кроме того, ему придется отвечать за свои неудачи, без возможности объяснить их несправедливостью судьбы. Следует заметить, что многие инвалидизированные стремятся самостоятельно работать, отвечать за свою жизнь, не надеясь на поддержку государства и часто достигают значительных успехов в избранной сфере деятельности. Выраженность гандикапных реакции зависит и от того, является недостаток врожденным или приобретенным. В этом контексте следует отметить, что врожденная инвалидность вызывает большую степень неприятия, чем приобретенная. Это связано с действием механизмов идентификации и эмпатии. Человек будет более благосклонно оценивать другую личность, которая приобрела инвалидности из-за травмы на производстве, автомобильной аварии и т.п., и совсем по-другому будет воспринимать человека, родившегося инвалидом. Это происходит потому, что в первом случае человек идентифицирует себя с инвалидизированным, понимая, что и он мог бы оказаться на его месте, испытывает к нему сопереживание и сочувствие. Здесь гандикапные реакции проявляются редко. В противном же случае человек не находит с лицом, имеющим недостатки ничего общего, и испытывает к нему отрицательные эмоции. Уровень образования и культуры также влияет на выраженность гандикапности. Чем ниже уровень образованности, тем шире и глубже проявляется гандикапность в разных формах проявления от избегания взаимодействия до физической расправы. Агрессия как проявление гандикапности, может быть вербальной и физической. Вербальная агрессия может иметь широкий спектр проявления, начиная от бестолковых комментариев относительно причин инвалидности, и заканчивая оскорбительными высказываниями с применением ненормативной лексики, используемый для описания поведения инвалидизированного и его внешности. Крайним проявлением гандикапности является физическая агрессия, которая может проявляться в форме побоев, издевательств, в ограничении свободы передвижения и т.п. Отрицание специфических потребностей человека с ограниченными возможностями и непонимание особенностей его жизни, вызванных инвалидностью, также является проявлением гандикапности, основанным на низком уровне культуры и образования. В данном случае здоровый человек сообщает инвалиду, что он такой как все, и соответственно, создания для него специальных условий неуместно, нецелесообразным и пустой тратой средств налогоплательщиков. А если он не может адаптироваться к жизни в здоровом обществе, то его место дома. Ирония и сарказм является эмоциональным проявлением гандикапности. Такая реакция проявляется не только в детском возрасте, а наблюдается и среди определенных категорий взрослых, которые не в состоянии понять, что инвалидизированный – это прежде всего личность. Удивление и насмешки у таких людей вызывает то, что инвалидизированные имеют такие же потребности и интересы, как и здоровый человек, и стремится их реализовать. Проявлениями гандикапности, основанной на низком уровне культуры является обвинение и осуждение. Актуализируются эти проявления тогда, когда инвалидизированные обнаруживают недовольство своим положением в обществе или отношением к ним окружающих. Реакцией на это гандикапной личности является провозглашение инвалида дармоедом, человеком, не приносит обществу пользы, живущим за счет государства и имеющего определенные льготы. Проявлением гандикапности, что наблюдается у людей с низким уровнем культуры является отвращение к инвалидизированным. Отвращение обусловлено неэстетичным видом человека с ограниченными возможностями, его непохожестью на других. Часто врожденные дефекты человека объясняются тем, что он из семьи алкоголиков или наркоманов.Опасение вызывает возможность заразиться, даже при отсутствии инфекционного источника болезни. К появлению гандикапности может способствовать профессиональная направленность личности. Чем ближе по роду своей деятельности личность общается с инвалидом, тем меньше выраженность гандикапной черты. Это касается медицинского персонала, учителей и воспитателей, работающих с инвалидами. Это обусловлено, с одной стороны, гуманистическим направление этих профессий, с другой стороны, низкий уровень гандикапных проявлений у представителей таких профессий обусловлен их привыканием к взаимодействию с инвалидизированными, знанием проявлений болезней и специфики их жизни. В данном случае страх, тревога и враждебность не проявляются. Низкий уровень гандикапности проявляется у представителей опасных профессий, таких как военный, милиционер, пожарный и т.д., но в отношении лишь приобретенных пороков. Эти люди каждый день рискуют своей жизнью и здоровьем, и в любой момент сами могут стать инвалидизированными. Благодарядействию механизмов эмпатии и идентификации, другое лицо воспринимается положительно, и не вызывает неприязни или отстранения. Особенно это касается людей, которые непосредственно принимали участие в военных действиях. Уровень проявления гандикапности тесно связан с образованностью человека. Соответственно, у людей с высшим образованием и сложившейся культурой негативное отношение к инвалидизированным будет проявляться в меньшей степени, чем у людей без высшего образования. Хотя результаты экспериментального исследования [...] доказывают, что это предположение не всегда верно. Гордыня, самоуверенность, высокомерие, материальное преимущество – источник возникновения гандикапности. На первый план, в вопросе уровня образованности, стоит ставить не уровень образования как такового, а уровень воспитанности, уровень интеллигентности, уровень толерантности. Гандикапность зависит от возрастных особенностей. Прослеживая появление этой черты в онтогенезе, следует отметить, что ребенок не рождается с ее проявлениями. Гандикапнисть формируется под влиянием воспитания, референтной группы, средств массовой информации. Ребенок подражает образцы поведения, полученные от близких ей людей, подсознательно формируя определенное отношение к различным социальным объектам. Формирование этой черты происходит тогда, когда ребенок идет в школу, и ведущим перцептивным механизмом становится социальное сравнение. В это время происходит актуализация гандикапных реакций, не сдерживаются культурными и этическими нормами , которые в этом возрасте еще недостаточно сформированы. В дальнейшем развитие этой черты будет или подавленно воспитательными воздействиями и формированием гуманистических ценностей, или же будет продолжаться под влиянием негативных образцов поведения или референтной группы. Остановимся на гендерном аспекте гандикапности. Мы гипотетически предполагали, что у женщин эта черта проявляется менее ярко. Это связано с высоким уровнем эмпатии, в способности женщины лучше понять и осознать чувства окружающих, возможности сочувствовать и сопереживать им. Но результаты эмпирического изучения гандикапности [...] свидетельствуют о другом: женщинам более свойственна гандикапнисть, чем мужчинам, поскольку они эмоционально уязвим , на генетическом уровне запрограммированы на «защиту» своей семьи от посягательств «чужих» и «других». Следует отметить, что выделенные нами факторы, которые влияют на сформированность и уровень проявления гандикапности являются в определенной степени условным, и не могут распространяться на всех представителей категорий населения, поскольку в основе формирования отношения к инвалидизированнымлежат индивидуально-специфические особенности личности, которые являются неповторимыми и уникальными.
Осуществляя дальнейший анализ гандикапности определим факторы, вызывающие формирование и проявления этой черты. Инстинктивность является фактором появления гандикапности, поскольку на подсознательном уровне у человека заложено стремление к разделению окружающих на «своих» и «чужих». К категории «своего » относятся социальные объекты, которые имеют общие черты с чертами лица, осуществляющего категоризацию. Если же человек видит, что другой индивид отличается от него, он отрекается от него. При этом отграничения тем глубже, чем больше отличие, или чем более значимо оно. Учитывая это индивид, воспринимая человека с ограниченными возможностями, инстинктивно относит их к категории «чужих», « других», «непохожих», и уже в соответствии со стереотипным восприятием наделяет его отрицательными чертами, стигмой [...] . Чувствуя себя частью группы, человек поддерживает свою идентичность, усваивая те нормы, которые в этой группе преобладают. Поэтому, отделение себя от непохожих индивидов или групп является механизмом, способствующим сохранению идентичности. Исходя из этого, человек благосклонно относится к образцу самоидентификации, и негативно оценивает лиц с чертами, далекими от этого образца, и именно они становятся мишенью гандикапных проявлений. Важной психологической детерминантойгандикапности является страх. С одной стороны мы рассматриваем его как защитную реакцию на взаимодействие с необычными объектами. Чтобы избавиться от этих негативных ощущений человек или сводит к минимуму свое взаимодействие с инвалидами, или начинает проявлять открытую враждебность, дискриминируя его, что лишает его чувства страха. С другой стороны, взаимодействие с инвалидизированным вызывает у человека тревогу, угнетение, страх из-за боязни, что он также может стать таким же. Дистанцируясь от инвалида, человек защищает себя именно от этих мыслей, и негативных эмоций, которые они вызывают. За счет их вытеснения человек сохраняет душевное спокойствие и положительный эмоциональный фон. Так же можно объяснить действие таких психологических факторов гандикапности, как беспомощность, беспокойство и тревога. По-другому функционируют такие психологические детерминанты, как отвращение, ненависть, враждебность, антипатия и неприязнь. Наличие этих черт может быть обусловлена низким уровнем индивидуальной культуры, недостатками нравственного воспитания. Такие люди рассматривают инвалидизированного как человека «низшего сорта», неполноценного. Гандикапность у таких людей проявляется очень ярко. Стремление к доминированию, как выражение гандикапности может проявляться у людей слабых, которые сами чувствуют в чем-то свою неполноценность, сравнивая себя с инвалидами, они поднимают свою самооценку. Формирование гандикапности мы видим во внутренних противоречиях личности. Гандикапность можно рассматривать с двух сторон: собственно как страх, который возникает при взаимодействии с инвалидизированными. Чувство страха побуждает человека ограничить контакты с человеком с ограниченными возможностями , не вступать с ними во взаимодействие. Это пассивная форма гандикапности, где негативные эмоции направляются внутрь индивида. В другом случае взаимодействие с инвалидизированными вызывает у личности враждебность, агрессию направленную наружу. В этом случае проявляется активная форма гандикапности, направленная на нанесение психологической или физического вреда инвалидизированным, их дискриминации и угнетению. Противоречие между реальным положением вещей и установкой по отношению к инвалидизированным, тоже является фактором формирования гандикапности. Негативная установка по отношению к людям с ограниченными возможностями может быть обусловлена неблагоприятными воспитательными воздействиями; единичными актами взаимодействия с инвалидизированными, которые оставили после себя негативный оттенок; негативной установкой по отношению к инвалидам, которая царит в референтной группе; общественной установкой, в соответствии которой инвалидизированный не воспринимается здоровой личностью как равный себе, а оценивается как неполноценный член общества. Фактором, появления гандикапных реакций является противоречие между личными установками индивида и взглядами референтной группы . Если у индивида сформирована положительная или нейтральная установка по отношению к инвалидизированным, а члены референтной группы демонстрируют ярко выраженное неприятие лиц с ограниченными возможностями, данный индивид может проявлять признаки конформного поведения, и демонстрировать со своей стороны негативное отношение к инвалидам. Такаяконформность может быть как внешней, так и внутренней. Внешняяконформность проявляется тогда, когда человек на самом деле не меняет своего положительного отношения к инвалидизированным, а их неприятие демонстрирует только в присутствии членов референтной группы, стремясь остаться весомым в их глазах. Внутренняяконформность заключается в настоящем изменении убеждений и установок индивида по отношению к инвалидизированным. Фактором, который детерминирует гандикапные реакции, является противоречие между индивидуальным эмоционально нейтральным отношением личности к инвалидам и их социальной стигматизацией. Если у человека отсутствуют негативные установки по отношении к лицам с ограниченными возможностями, приобретенные в процессе индивидуального опыта, взгляды могут измениться под влиянием стигмы, которая накладывается на инвалидизированных. В соответствии с которой он воспринимается обществом как неполноценный, не приносящий никакой пользы, а есть лишь обузой для государства, требуя пенсий и дотаций. Стигма становится основой социальных стереотипов и укореняется в общественное сознание в виде упрощенного, схематического, иррационального, эмоционально насыщенного образа, влияя на отношение к ним. Еще одним противоречием, которое побуждает к появлению гандикапности, является несогласованность между положительной и отрицательной идентичностью. Наличие позитивной идентичности предопределяет уважение и позитивное восприятие как своей, так и чужой группы, в частности к инвалидизированным. Положительная идентичность формируется в стабильных для личности и группы условиях, в которых индивид чувствует себя защищенно. Негативная идентичность формируется в кризисных, нестабильных условиях, когда группа находится на грани распада и чувствует себя загнанной в тупик. Лица с отрицательной идентичностью воспринимают другую, отличную от них по определенным признакам группу как угрозу , проявляют к ней неприязнь и агрессию. Сегодня, в условиях экономической и социальной нестабильности, возникает все больше групп с отрицательной идентичностью. Противоречие между стремлением иметь высокий социальный статус в группе, самовыразиться и недостаточными возможностями для этого является одной из внутренних детерминант гандикапизма. Унижая слабого, недооценивая его достоинства или заслуги индивид, таким образом, возвышается в глазах.
Внутренним противоречием, которое провоцирует гандикапные реакции, является несогласованность между наличием чувства страха и тревоги и стремлением к душевному равновесию. Часто глядя на людей с ограниченными возможностями личность испытывает неприятные эмоции, тревогу, а иногда стресс. Это связано с действием таких механизмов социальной перцепции, как идентификация и эмпатия и особенно ярко проявляется у лиц с невротическими тенденциями. Такие люди взаимодействуя с инвалидизированными ставят себя на их место, испытывая при этом ряд негативных эмоций. Они осознают, что не застрахованы от несчастного случая, автокатастрофы или тяжелой болезни, которая может привести и к их инвалидности, задумываются о том, каким стала бы тогда их жизнь. Эти переживания и эмоции могут приобретать навязчивый характер, вызвать депрессию или фрустрацию. Соответственно, стремясь избавиться от негативных переживаний такие люди избегают самих актов взаимодействия с инвалидизированными. Итак, противоречия личности могут играть как положительную, так и отрицательную роль в ее становлении и функционировании. Положительное влияние внешних по отношению к индивиду и внутриличностных противоречий заключается в том, что они становятся источником совершенствования и гармонизация личности. Осознавая определенную несогласованность человек стремится ее преодолеть, развивая в себе новые качества и социальные навыки, стремится усовершенствовать процесс своей жизнедеятельности, сделать его более продуктивным. Таким образом, противоречия выступают условием совершенствования самой личности, ее социальных, общественных и межличностных отношений. Осознание противоречий способствует устранению тех качеств и особенностей, которые мешали улучшить жизнь личности. Вместе с тем противоречия могут иметь и прямо противоположное воздействие на личность. Непонимание, непризнание наличия противоречий, или отсутствие ресурсов для их преодоления, приводит к деструкции личности, разрушению межличностных отношений, и изменений психологической структуры самого индивида. При анализе факторов, которые вызывают формирование гандикапности на передний план выступаетинтолерантное отношение к инвалидам. Интолерантность относительно инвалидизированных проявляется в нетерпимости к ним, как к людям отличных от здорового общества, в невозможности воспринимать их как полноценных личностей. В соответствии с этим, именно развитие толерантности является тем фактором, что препятствует формированию гандикапности. Исходя из сказанного выше, можем смоделировать гандикапность, как индивидуально-психологическую черту личности (рис. 1).
Рис. 1. Психологическая модель гандикапности
Вывод. Теоретический и эмпирический анализ изучения психологиигандикапизма позволил выделить одно из его проявлений –гандикапности.котораяопределяется нами какиндивидуально-психологическая особенность личности. Перспективным направлением исследования является дальнейший поиск методов диагностики и коррекциигандикапности, их апробация и внедрение в практической работе психологов, социальных работников, педагогов.
Список использованных источников
2. Солдатова Г. У. Может ли другой стать другом? / Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук. – М. : Генезис, 2006. – 256 с. 3. Солдатова Г. У. Психологические механизмы ксенофобии / Г. У. Солдатова // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 6. – С. 5 – 16. 4.Ставицкий О. А. Гандикапизм : психологический анализ : [монография] / О. А. Ставицкий–Ровно : Принт Хаус, 2013. – 352 с. 5.
| |
Переглядів: 697 | |
Всього коментарів: 0 | |